Структура муниципальным образовательным учреждением «Гимназия №1»
Развитие гимназического образования должно быть обеспечено высоким уровнем управленческой деятельности.
Культура управления – это качественная согласованность принципов и способов взаимодействия отдельных компонентов образования, которая наилучшим образом обеспечивает целостность, идентичность и функционирование системы. Приоритетами в организационно-управленческом обеспечении реализации Программы развития мы определили ситуативное управление, самоуправление и самоорганизацию, поддержку инициатив. При этом первостепенную роль играет самоорганизация, И поэтому основными векторами управления становятся поддержка, помощь и обеспечение инновационных процессов в соответствии с выработанной педагогическим коллективом гимназии вертикально-горизонтальной моделью управляющей системы.
Управление гимназией реализуется на основе нормативно-правовой базы – компетенций, прав и ответственности образовательного учреждения.
Важнейшими принципами управления являются:
- разделение труда и возложение ответственности на каждого работника за его сферу деятельности в гимназии;
- знание каждым работником гимназии (особенно административно-управленческим персоналом), кому он подчиняется и от кого получает указания.
На протяжении уже нескольких лет усилия администрации и педагогического коллектива стабильно направлены на создание условий для развития ребенка как свободной, творческой личности на основе гуманизации образования и воспитания, вариативности программ, учебников, учебных курсов, кружков и возможности их выбора, использования инновационных технологий, дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни.
Администрация обращает особое внимание на:
- выполнение закона «Об образовании»;
- выполнение учебного плана в процессе обучения;
- действенность и актуальность плана работы гимназии;
- планирование режима дня и расписание учебных занятий в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими требованиями, с учетом психофизического состояния здоровья детей;
- оптимальное планирование и осуществление внутришкольного контроля;
- диагностику и прогнозирование повышения уровня профессионализма каждого учителя;
- системный мониторинг личностного роста обучающихся в процессе получения образования в гимназии;
- выбор инновационных проектов, влияющих на повышение уровня обученности и воспитанности гимназистов;
- создание комплекса интегрированных, воспитательных, образовательных услуг, обеспечивающих высокий образовательный и общекультурный уровень развития обучающихся и педагогического коллектива;
- качественное преподавание всех учебных дисциплин;
- грамотную организацию воспитательной работы;
- организацию сотрудничества со средними специальными и высшими учебными заведениями;
- предоставление возможного по имеющимся условиям материально-технического и кадрового обеспечения дополнительного образования,
- работу с родителями и родительской общественностью;
- сотрудничество с социокультурными и оздоровительными учреждениями;
- результаты работы педагогического коллектива по выполнению программы развития гимназии.
В гимназии педагогический коллектив ориентирован на командный стиль работы, при котором учителя стремятся к объединению своих усилий в обучении и воспитании школьников. Эффективно продумана линейно-функциональная СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ГИМНАЗИЕЙ.
Из представленной структуры следует, что в управлении образовательным учреждением, наряду с директором, участвуют различные коллективные органы: общегимназическая конференция, Совет учреждения, педагогический и административный советы, совет старшеклассников. Разграничение полномочий педагогического совета, общегимназической конференции, Совета учреждения, а также директора закреплено в Уставе гимназии.
Такая организационная структура характерна для управления в условиях демократизации.
Как следует из организационной структуры, ключевая фигура в управлении гимназией в современных условиях, когда необходимо удачно сочетать единоначалие и коллегиальность,- директор. Помимо демократичности в управлении З.М.Королева сформулировала и практически реализовывает еще два принципа: доброжелательность в отношениях и деловитость (обязательность) в исполнении принятых решений.
Администрация гимназии (5 человек) включает в себя директора (З.М.Королеву), заместителей по учебно-воспитательной работе (Ананьеву О.А., Е.И.Родионову, Е.А.Синицыну), административно-хозяйственной работе (Л.Н.Машкара). Деятельность директора и заместителей регламентируется функциональными обязанностями, пересмотренными и откорректированными в соответствии с современными требованиями. Это позволяет регламентировать работу управленческого звена с учетом выполнения основных управленческих функций и конкретно определить содержание деятельности каждого члена управленческой команды.
К настоящему времени в учреждении сложилась следующая структура управления:
- уровень директора;
- уровень заместителей директора гимназии;
- уровень руководителей методических объединений (кафедр);
- уровень педагогических работников;
- уровень обучающихся.
Помимо усложнения функциональных (должностных) обязанностей возникает необходимость совершенствования культуры анализа, экспертных способов оценки деятельности; дальнейшего развития культуры проектирования, соорганизации управленческой команды; совершенствования системы внутришкольного управления в целостности всех аспектов.
Директор З.М.Королева отвечает за результаты работы всего учреждения в целом, владеет всей информацией о гимназии, знает о работе каждого учителя, корректна и сдержанна в обращении с учителями, обучающимися и их родителями; конструктивна в решении важных вопросов жизнедеятельности образовательного учреждения; активно принимает участие в экспериментальной работе.
Заместители директора осуществляют организацию конкретных видов деятельности в пределах своих должностных обязанностей. Заместители по учебной работе отвечают за обучение учеников отдельных возрастных групп, организацию промежуточной и итоговой аттестации, ведение журналов, составление расписания, обеспечение замен уроков в случае отсутствия учителей, выполнение программ, соблюдение режима и трудовой дисциплины. Заместитель директора по научно-методической работе отвечает за повышение квалификации и методическую работу педагогов, организацию и результаты процедуры аттестации, организацию и ход проведения экспериментальной работы, работу с одаренными детьми, участие гимназии в реализации приоритетного национального проекта «Образование», участие нашего образовательного учреждения и педагогов в различных конкурсах, информатизацию образовательного пространства гимназии. Заместитель директора по воспитательной работе – за воспитание и организацию досуга детей, качество работы классных руководителей и воспитателей в группах продленного дня, выявление и развитие способностей и склонностей детей, создание условий для творчества и самореализации каждого обучающегося, за работу с родителями. Заместитель директора по административно-хозяйственной работе – за создание нормальных условий работы, сохранение и развитие материально-технической базы гимназии. Работа заместителей директора отличается слаженностью, согласованностью, четкостью, исполнительностью, знанием основ законодательства, методики, учебных программ, положительными личными качествами и т.д.
В гимназии сложилась система документационного обеспечения управления. Она включает в себя комплекс взаимосвязанных документов:
- организационные документы;
- распорядительные документы;
- информационно-справочные документы;
- учебно-педагогическая документация.
Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими структуру, задачи и функции гимназии; организацию ее работы; права и обязанности руководителя и работников; распорядительную деятельность образовательного учреждения.